Старикам тут не место

«Старикам тут не место». Хм… Весьма странное название. По мнению многих это фильм о смене эпох, об изменениях, происходящих в обществе, и сущность названия очень подходит к этой концепции. Однако я отметил немного другие сюжетные особенности в этой ленте братьев Коэнов, о чем и хочу рассказать.

Первое, что отмечу — блестящий подбор актеров и не менее блестящая их игра. Главная личность фильма — сумасшедший маньяк-убийца Антон Чигур, характер которого был полностью раскрыт Хавьером Бардемом. Этому парню не привыкать играть странные роли весьма противоречивых персонажей! Вот и в «Стариках…» испанец предстал во всей красе, за что также хочется сказать отдельное спасибо Виктору Бохону, озвучившему Чигура (этот же человек дублировал озвучку царя Ксеркса из экшна «300 Спартанцев»). Абсолютно спокойный, невозмутимый Чигур убивает всех подряд оружием, которое используется на скотобойнях — балон со сжатым воздухом и рукоятка с выдвижным стержнем. Этот псих беспрепятственно разъезжает по штатам и решает судьбу встречных с помощью монетки… Ведь именно такова наша жизнь — судьбоносные моменты решаются в считанные секунды, и порой уповать приходиться только на случай. Антон Чигур — частичка жизни простого человека со всеми ее недоразумениями, сумасшествиями и неопределенностью.

Второй человек в фильме — Льюуильям Мосс. Нежданно-негаданно на голову этого героя свалился чемодан с деньгами. Именно с этого момента у Мосса начались проблемы, которые привели к плачевному итогу. Впрочем, ничего удивительного здесь нет — раз позарился на чужое, будь готов к трудностям. А иногда за подобные решения приходится расплачиваться жизнью. Но несмотря на все это у героя Джоша Бролина все же был шанс, но в самом начале. Человека заела совесть и он отправился спасать наркоторговца от жажды, с чего, собственно, началась цепочка неприятностей: он потерял машину, благодаря которой Чигур нашел его; поймал пулю; был вынужден прятаться; и в конце концов получил сметрельные раны. Но не от Чигура, а мексиканских бандитов, которые, казалось бы, не имеют к истории с деньгами абсолютно никакого отношения. Вот они, превратности судьбы! А Чигуру осталось выполнить свое обещание — убить жену Мосса, даже несмотря на то, что к тому времени сам Льюуильям был уже мертв.

Третий участник событий — полицейский, роль которого сыграл Томми Ли Джонс. Актеру здорово удаются роли сомневающихся персонажей, а ведь именно таким является шериф Белл. Это человек — олицетворение происходящих перемен. На протяжении всего фильма он вспоминает о том, что было раньше. По его словам, настали другие времена и совершенно непонятно, к чему подобное может привести. Наверняка каждый слышал подобное из уст более старшего поколения — проблема будет актуальна всегда. Это проблема отцов и детей, проблема поколений. Откровенно говоря, роль Томми Ли Джонса изначально была мне непонятна. Однако после просмотра я осознал, что не уловил в фильме раскрытия сущности названия. И тут стало понятно, что стариком как раз является герой Джонса, который вышел на пенсию и совершенно не знал, чем ему заняться. Словно человек, освободившийся из тюрьмы, где он провел практически всю свою жизнь.

Сразу же хочу сказать, что насилия в этой ленте хоть отбавляй. Есть жестокие сцены, иногда и вовсе неприятные, однако, именно таким видят свой проект братья Коэны. Многие говорят, что Итэн и Джоэл снимают философские фильмы, после просмотра которых приходится много соображать и размышлять. В случае со «Стариками…» это так, но только отчасти. Кино можно смотреть как с целью последующих размышлений, так и просто, отключив свой мозг. Лично я помимо философского подтекста нашел немало интересного — дыхание прошлого, криминальные сюжетные линии, отличная игра Хавьера Бардема. Единственный недостаток — разочаровал конец. Впрочем, этот момент вряд ли можно отнести к недостаткам, так как режиссеры подарили нам возможность самостоятельно решить дальнейшую судьбу героев. Конечно, только тех, кто остался жив, и в том числе Антон Чигур. Но это совершенно не значит, что добро побеждает зло. Фактически, каждый получил по заслугам или вернулся к тому, с чего начинал. Один любитель легкой наживы убит, маньяк покалечен, а шериф продолжает сомневаться относительно всего, что с ним происходит.

Кстати, фильм снять по книге Маккарти Корнака с одноименным названием. Лента получила Оскары за лучший адаптированный сценарий и просто за то, что это лучший фильм 2008 года. Братья Коэны также стали обладателями статуэтки («Лучший режиссер»), равно как и Хавьер Бардем («Лучшая мужская роль второго плана»).

Оценка: 9 из 10

Похожие записи: